В математике n-арные отношения рассматриваются относительно редко, в отличие от баз данных, где наиболее важными являются именно отношения, заданные на декартовом произведении более чем двух множеств.
Пример 6. В некотором университете на математическом факультете учатся студенты Иванов, Петров и Сидоров. Лекции им читают преподаватели Пушников, Цыганов и Шарипов, причем известны следующие факты:
Пушников читает лекции по алгебре и базам данных, соответственно, 40 и 80 часов в семестр.
Цыганов читает лекции по геометрии, 50 часов в семестр.
Шарипов читает лекции по алгебре и геометрии, соответственно, 40 и 50 часов в семестр.
Студент Иванов посещает лекции по алгебре у Шарипова и по базам данных у Пушникова.
Студент Петров посещает лекции по алгебре у Пушникова и по геометрии у Цыганова.
Студент Сидоров посещает лекции по геометрии у Цыганова и по базам данных у Пушникова.
Для того чтобы формально описать данную ситуацию (например, в целях разработки информационной системы, учитывающей данные о ходе учебного процесса), введем три множества:
Множество преподавателей
= {Пушников, Цыганов, Шарипов}.
Множество предметов
= {Алгебра, Геометрия, Базы данных}.
Множество студентов
= {Иванов, Петров, Сидоров}.
Имеющиеся факты можно разделить на две группы. 1 группа (факты 1-3) - факты о преподавателях, 2 группа (факты 4-6) - факты о студентах.
Для того чтобы отразить факты 1-3 (характеризующие преподавателей и читаемые ими лекции), введем отношение
на декартовом произведении
, где
- множество рациональных чисел. А именно, упорядоченная тройка
тогда и только тогда, когда преподаватель
читает лекции по предмету
в количестве
часов в семестр. Назовем такое отношение "Читает лекции по-". Множество кортежей, образующих отношение